Собаки | Кошки | Птицы | Рыбы | Лошади | Грызуны | Амфибии | Рептилии | Растения | Фотогалерея | Форум | Консультации | FAQ

Главная / СОБАКИ

Гуманная дрессировка собаки

В настоящее время в теории и практике дрессировки, сосуществуют прямопротивоположные точки зрения на ее методы. Одни специалисты считают что дрессировка должна быть "мягкой", а другие "жесткой". Одни сторонники "убеждения", другие "принуждения". Кто же из них прав? Давайте попробуем разобраться.

Во многих европейских странах, при дрессировке собак запрещено использование методов основанных на действии электрического тока, и применение строгих ошейников, считается, что это "негуманно". А в нашей стране, инструктора, подчас, рекомендуют в случае неповиновения или какой-либо другой провинности собаки, а то и просто для четкости воспроизведения отработанных навыков, избивать её. Иногда они даже показывают на собаках владельцев, как это нужно правильно делать. По-видимому их понимание "гуманности" исчерпывается лозунгом - "Цель оправдывает средства". Очень печально на эту дрессировку смотреть со стороны, особенно тогда, когда этими владельцами являются дети и подростки. По этой причине некоторые дрессировочные площадки можно назвать "школами жестокости". С позиций другой точки зрения, которая получила широкое распространение в нашей стране и за рубежом собаку нужно дрессировать только с помощью ласки и уговоров, то есть без принуждения со стороны дрессировщика. Эти расхождения во взглядах вызваны, по-видимому, отсутствием единых представлений о степени гуманности тех или иных методов дрессировки. Ключ к пониманию возникших противоречий, как мне кажется, находится в расшифровке понятия "гуманное". В буквальном переводе с латинского "Гуманное" означает "Очеловечное, человеческое".

В мировом сообществе сложились определенные взгляды на отношени между людьми. Можно сказать, что человеческая "мораль" - это кодекс достаточно четко сформулированных понятий. В этом кодексе понятие гуманизма имеет некий объединяющий смысл, определяющий основу отношений. Не удивительно поэтому, что понятие глубоко укоренившееся в сознании людей было перенесено, почти автоматически, на отношения между людьми и животными.

Ученым, изучающим жизнь псовых в естественной среде обитания, хорошо известно, что существующие представления о моральных и этических аспектах человеческих отношений, совершенно неприемлемы для оценки характера взаимоотношений между животными. По моему мнению, в бытующее представление о гуманном отношении к собаке должны быть внесены некоторые коррективы. Считаю, что настало время, когда на понятие гуманности необходимо взглянуть не только с позиций человека, но и с позиций собаки. Без знания основных этологических и экологических видовых особенностей поведения и учета законов социальной организации стай псовых человек не сможет правильно, а следовательно, гуманно строить свои отношения с собакой. То, что с позиций человека кажется гуманным и соответственно нежестоким, с точки зрения собаки, на самом деле, может быть крайне жестоко. Ведь в стаях диких псовых своя мораль и своя этика собачья.

На мой взгляд, гуманными, являются такие методы дрессировки, которые не травмируя психику собаки, улучшают психоэмоциональный контакт между собакой и ее дрессировщиком.

Тому, кто по той или иной причине длительное время тесно общался с собаками, хорошо известно, что, хотим мы того или нет, но если собака живет в городе, среди людей, ее необходимо воспитывать. В процессе воспитания к ней, независимо от нашего желания, приходится применять принуждение, так как одними уговорами желаемые для человека нормы поведения у собаки сформировать нельзя.

Известно, что щенки склонные к лидерству, по мере взросления, пытаются навязать свою волю членам семьи в которой они проживают, то есть занять в ней главенствующее положение. Если такой собаке (с позиций силы) вовремя не определить подобающее ей место в уже существующем табели о рангах, то она попытается управлять домочадцами с помощью силы. Другими словами, неподчиненная собака начинает подчинять себе собственных хозяев пуская в ход зубы. С проблемой - "агрессия на членов семьи" к нам, в школу, обращаются владельцы собак различных пород. Надо отметить, что собака ставящая себя по ранговому положению выше своих владельцев, если даже и не кусает хозяев, то часто доставляет им неприятности другими способами. Например, убегает от них, выгуливая часами, подбирает всякую дрянь на улице, бросается на посторонних людей и собак, или изводит своим лаем на улице и дома и т.п.

Владельцы таких собак, как правило, изначально являясь приверженцами дрессировки основанной на ласке и убеждении, вдруг становятс ярыми ее противниками и применяют подчас очень жестокие, негуманные способы воздействия на собаку.

Излишне мягкое отношение, особенно к собакам крупным, склонным к доминированию, часто приводит к серьезным, трудно исправимым перекосам во взаимоотношениях между собакой и членами семьи, а подчас и к трагическим последствиям.

Профессионалам хорошо известно правило: чем лучше задатки собаки, ее рабочие качества, тем сложнее и грамотнее должен быть процесс ее воспитания и дрессировки. Собаководы-любители, подчас, не справляютс с такими собаками, им не хватает знаний, умения и опыта. И в следствие этого лучшие рабочие псы выбывают из племенной работы клубов. Их сдают в ветеринарные лечебницы, в питомники, а подчас они путешествуют "по рукам", кочуя от одного временного хозяина к другому.

Мне кажется, что любой человек сталкивавшийся с подобными фактами вынужден будет прийти к выводу, что недоподчинить собаку негуманно, так как от этого бывает плохо и собаке и человеку. Однако, переподчинить, обезличить собаку палочной дисциплиной еще менее гуманно. Как же быть?

Исходя из определения данного выше (о гуманных методах дрессировки), при дрессировке необходимо применять такие воздействия, которые не вызывают длительного, болезненного психоэмоционального напряжени (стресса) у собаки и негативных изменений в отношениях между дрессировщиком и собакой.

На мой взгляд, для собаки гуманными будут воздействия характеризующиеся следующими признаками: а) понятные; б) адекватные по силе; в) адекватные по длительности; г) привычные; д) этологически значимые; е) обезличенные. Рассмотрим эти характеристики воздействий.

Понятными для собаки, являются те действия и воздействия дрессировщика, которые однозначно трактуются собакой (которые ей понятны).

Казалось бы, нет более гуманного метода дрессировки, чем пищевой (или вкусопоощрительный), однако и применяя его можно с успехом мучить собаку. Вот простой пример весьма часто встречающийся на практике.

Вы решили научить щенка ложиться по команде, обычно, при правильной работе, собака решает эту задачу в течении 5-10 минут. Однако, дл начинающего дрессировщика сложность состоит в том, что используя принципы оперантного обучения, подкрепление необходимо давать строго в определенный момент времени. Если у вас нет четкого плана работы со щенком и вы, либо опаздываете подкреплять его действия, либо подкрепляете их преждевременно, собака не сможет понять поставленную перед ней задачу. В ответ на непонятные для нее действия хозяина, собака, обычно, проявляет бурный эмоциональный протест, а затем отказывается от работы. Если вы вовремя не перестроитесь, то в дальнейшем ваш питомец постарается избежать ситуаций, связанных с обучением навыку укладки. Это произойдет потому, что нерезультативное поведение приводит к психоэмоциональному напряжению. Разве это гуманно?

В процессе работы с собакой, необходимо постоянно помнить, что решение собакой, казалось бы, простых, с точки зрения человека, задач подчас представляют для нее тяжелую работу, сопровождающуюся большим нервно-психическим напряжением.

Непродуманные, непривычные для вашего питомца, неприятные воздействия, например, сильные рывки поводком, часто вызывают у него непонимание и подавленное состояние, а, подчас, и агрессию направленную на хозяина. Такие воздействия негуманны не только по отношению к собаке, но и по отношению к дрессировщику. Хотя с позиций существующих представлений о гуманности они гуманны, так как производятся с помощью рывков обычным, мягким ошейником.

Сила и длительность воздействий в процессе работы с собакой должна меняться в зависимости от ее возраста, тренированности, породных и индивидуальных особенностей, этапа обучения и дрессировки.

Если дрессировщик постоянно в процессе дрессировки допускает "пресыщение работой", то он ведет себя, по отношению к своему питомцу негуманно. Пример? Пожалуйста.

Попробуйте за один день научить щенка садиться, ложиться и стоять по команде с небольшими перерывами во времени, и вы увидите; что в скором времени последует отказ от работы, даже в том случае, если ваши действия были понятны щенку, а процесс обучения проходил без принуждения.

Перегрузка всегда сопровождается негативным отношением собаки к процессу обучения.

Особенно часто психоэмоциональные перегрузки наблюдаются у собак при недостаточно квалифицированной подготовке их по защитной и другим видам специальных служб. Постоянные перегрузки в процессе работы вызывают у собак не только отказ от работы, но подчас и неврозоподобные состояния, сопровождающиеся различными видами нарушений поведения и функциональными расстройствами организма. Эти нарушения иногда сохраняются у собаки в течение всей жизни.

Привычными я называю такие воздействия, которые не вызывают мощного психоэмоционального протеста со стороны собаки.

Неприятные воздействия (большинство из них) при правильной адаптации к ним собаки, становятся для нее привычными.

Хорошим примером может быть приучение собаки к "строгому" ошейнику. Адаптация к нему должна проводиться поэтапно, в течении нескольких дней. Если надевание строго ошейника на собаку связать с приятными ощущениями - получением пищи и выходом на прогулку, то эта процедура не будет вызывать у нее неприятных ощущений. Сначала "строгачом" не пользуются, а лишь надевают на короткое время. Постепенно время ношения увеличивают и доводят до нескольких часов. Затем начинают применять по назначению, при этом сочетают рывки "мягким" ошейником с легким рывками "строгого", то есть сначала рывок "мягким", затем рывок "строгим".

При такой схеме адаптации привыкание к "строгому" ошейнику пройдет для собаки практически незаметно для нее, без напряжения, а ваши действия, по отношению к ней будут, соответственно, гуманны.

Непривычные воздействия, как правило, вызывают бурный протест со стороны собаки, сопровождаются психо-эмоциональным напряжением, поэтому они негуманны.

Если же вы попробуете приучить собаку к "строгачу" за один день, то она испытает стресс, а вы соответственно обойдетесь с ней жестоко.

Этологичными я называю такие воздействия, которые напоминают действия доминантных особей в стае при наказании подчиненных им животных.

По сравнению с неэтологичными (например, битье плеткой) эти воздействия имеют для собаки вполне определенное сигнальное значение, а следовательно, более гуманны. Они сами по себе несут значимую для животного, наследственно обусловленную информацию, связанную с взаимоотношениями на уровне "подчинение - доминирование". В связи с этим конфликт между собакой и дрессировщиком разрешается быстрее и проходит дл собаки без последствий, с меньшим психоэмоциональным напряжением.

Яркий пример подобного типа воздействий приводит К. Лоренц в своей книге "Человек находит друга". Он рекомендует в случае неподчинени собаки схватить ее за шкуру в области холки, поднять над землей и сильно встряхнуть. К этологичным воздействиям также можно отнести прижимание собаки к земле, различные типы захватов и удержаний и т.п. Некоторые авторы и дрессировщики рекомендуют в случае неповиновения собаки кусать ее. Возможно этот прием и эффективен, однако при этом существует достаточно высокая вероятность ответного укуса за лицо. Взвесте все "за" и "против", прежде чем кусать своего друга.

Неправильное применение этологичных воздействий, также, приводит к перекосам во взаимоотношениях между собакой и дрессировщиком.

Этологичные воздействия, как правило, применяются в случае прямой агрессии собаки по отношению к дрессировщику или членам его семьи.

К обезличенным воздействиям следует отнести такие воздействия, которые собака на прямую не связывает с действиями дрессировщика. При правильном применении они не вызывают длительного психоэмоционального стресса, внутреннего протеста и напряжения во взаимоотношениях между дрессировщиком и его питомцем, а следовательно гуманны.

К ним относятся средства дистантных воздействий: длинный поводок, бросковая цепочка, рогатка, различные типы стационарных электроразрядников, а также одно из наиболее современных и эффективных средств обезличенных воздействий - радиофицированный электроошейник. Однако следует оговорить, что эти средства лишь тогда являются обезличенными, когда их правильно применяют. Видимо, именно по этой причине в некоторых развитых странах ( например, в США) применять при дрессировке собак электрорадиоошейники разрешено, но только профессиональным дрессировщикам.

Личностные, неэтологичные воздействия, например, битье собаки с помощью плетки или поводка я считаю негуманными, так как они, часто, вызывают длительный психоэмоциональный конфликт между дрессировщиком и собакой. Подчас, в результате их частого применения, собака теряет доверие к своему хозяину.

Эти воздействия, по моему мнению, негуманны, как по отношению к собаке (подавляют ее как "личность"), так и по отношению к дрессировщику. Ведь этот тип воздействий напоминает наказание человека человеком, а людям, как и животным, свойственно подражание. Помимо этого, этот тип воздействий негуманен и по отношению к человеческому сообществу в целом. В воспитании жестокого отношения к животным, нужно искать корни многих социальных проблем, в частности насилия и садизма.

При планировании применения тех или иных методов воздействий необходимо учитывать породные и индивидуальные особенности вашего питомца и его возраст. Применяемые воздействия должны быть последовательными, их сила и длительность меняется в соответствии с планом дрессировочной работы с собакой.

Таким образом, бытующие в настоящее время представления о гуманном отношении к собаке, в большинстве случаев, по моему мнению, неверно.

Доброе, бережное и чуткое отношение к своей собаке и есть та мера гуманности, человечности и здравого смысла, которой следует придерживаться при ее дрессировке.

В. Варлаков





Rambler's Top100