Собаки | Кошки | Птицы | Рыбы | Лошади | Грызуны | Амфибии | Рептилии | Растения | Фотогалерея | Форум | Консультации | FAQ

Главная / СОБАКИ

Зачем дрессировать собаку?

Странное дело: чем больше мы встречаем на улицах людей, выгуливающих своих питомцев, тем меньше среди них кинологически грамотных. Многие новички заводят собак престижных пород в полной уверенности, что послушное поведение прилагается вместе с родословной. Им кажется, что собака сама, без всяких усилий со стороны, станет понимать хозяина с полуслова: подбегать на зов, не тянуть поводок, дома подавать тапочки и вообще проявлять ум и сообразительность по любому поводу. Заводя четвероногого друга, хозяин ждет от него человеческих поступков. Увы, действительность не совпадает с желаемым. Щенок сжевывает обувь и изгрызает ножки мебели, молодая собака на прогулке оказывается совершенно неуправляемой, а став взрослой огрызается на хозяина. Причем сложности могут возникать с представителями любых пород.

За примерами далеко ходить не надо. Я знала пожилую чету, приютившую то ли потерявшуюся, то ли выброшенную спаниельку. Эта небольшая собачка очень быстро освоилась на новом месте. Она сделалась грозой подъезда, бросаясь на детей и на других собак, провоцируя бесконечные конфликты. Собственных хозяев держала в постоянном страхе: они не только не могли, скажем, вычесать ей шерсть, но даже пристально посмотреть на нее. Намучившись, эти люди постарались от нее избавиться.

Во дворе я часто встречалась с почтенной, весьма эрудированной пожилой дамой. Она подобрала на улице беспородного щенка, который вырос в довольно крупную собаку. Хозяйка отказывалась обучать своего питомца, полагая, что с возрастом он поумнеет. Мне было страшно смотреть, как это животное таскает свою хозяйку по гололеду: она в любой момент могла упасть и что-нибудь себе сломать. Однажды я наблюдала за другой дамой, помоложе, которая ловила свою собачку, белого пуделя, часа три кряду. Ей помогли случайные прохожие, а дама воскликнула, прижимая к себе свою любимицу: Она у меня такая глупенькая! В голосе хозяйки сквозила нескрываемая гордость... (Я до сих пор не могу поверить, как предметом гордости могла служить невоспитанность собаки!)

Многие владельцы приобретают четвероногого питомца, совершенно не представляя, каким он может быть, и неуправляемость собаки принимают за норму. Всю жизнь водить собаку на поводке.

Зачем не давая ей побегать и поиграть, жестоко по отношению к собаке. Болтаться на другом конце поводка мучительно для самого хозяина. Но многие так и живут. (Другое дело, что отпускать любимца надо в таких местах, где он не мешает прохожим, а прохожие ему.)

А ведь обученные собаки ходят рядом, не натягивая поводка. Их можно отпустить погулять они в любой момент вернутся назад по команде "ко мне!". Они терпеливо, без лая и поскуливания ждут владельцев у аптеки или магазина (только не надо оставлять их на самом проходе, лучше где-нибудь в стороне). Они способны сторожить вещи на вокзале, пока хозяин берет билеты в кассе на пригородный поезд.

Дрессировать необходимо любых собак больших и маленьких, разных пород. Во время дрессировки хозяин учится лучше понимать своего питомца, а питомец максимально проявлять свою природную сообразительность. Нет глупых собак, а есть ленивые хозяева. Не надо ссылаться на отсутствие времени: собака требует прогулки по полчаса три раза в день, для обучения достаточно работать с ней по десять минут из тридцати один раз в день. И один раз в неделю водить на дрессировочную площадку или заниматься под контролем опытного дрессировщика. Нельзя отдавать собаку для дрессировки в чужие руки: она станет слушаться того, кто ее дрессировал, а не хозяина.

Задача дрессировщика показать хозяину, как надо обучать собственную собаку, и помочь в выработке некоторых навыков. Таким командам, как ко мне! И "место!", можно, обучать уже 4-месячного щенка, а полному курсу общего послушания с 6-8 месяцев. Дрессировать собаку можно в любом возрасте, но чем раньше начать, тем больших успехов можно достигнуть.

Дрессировка выработка у собаки определенных навыков, нужных человеку. Обыкновенно используется так называемое обучение с положительным или отрицательным подкреплением. Например, человек сажает собаку, приподняв вверх поводок одной рукой, а другой нажимая на круп. При этом он произносит команду "сидеть!". Потом поглаживает собаку, говорит "хорошо!" и дает ей лакомство. Собака связывает команду, свое положение и лакомство положительное подкрепление и начинает садиться по команде с четвертого-пятого раза. Рывок за поводок и строгое "фу!", когда собака тянется подобрать с земли какие-то объедки, служит отрицательным подкреплением.

Те навыки, которым можно обучить собаку, не противоречат ее природе. Сидеть, лежать или стоять, трогать человека лапой ("подавать лапу"), охранять территорию вполне естественные действия, которые четвероногий питомец совершает по собственному почину. При дрессировке они просто связываются с определенной командой. Научить собаку действиям, не характерным для нее (скажем, умываться лапой, как кошка), невозможно. Поэтому дрессировка не стесняет свободу животного, а расширяет диапазон взаимопонимания с человеком.

Еще один метод обучения подражание. К нему особенно расположены кавказские и среднеазиатские овчарки: щенки повторяют действия взрослых. Если владелец имеет одну обученную собаку и заводит вторую, то выдрессировать ее бывает значительно легче.

Одним людям достаточно, чтобы их собака приходила на зов. Другим нужно, чтобы она охраняла самого хозяина, членов его семьи или квартиру. Для этого закрепляется агрессия. Ни в коем случае нельзя вызывать у собаки злобу, не обучив предварительно общему послушанию. С такой собакой сам хозяин рискует не справиться. Чем большему количеству навыков обучается собака, тем ей интереснее жить. Животным тоже хочется решать сложные задачи и время от времени хвалиться своим умением. Хорошо выдрессированная собака может служить предметом гордости своего хозяина.

Одна из пород, с которой надо работать всю жизнь, чтобы собака не скучала, это ризеншнауцер. 15 лет назад у меня была собака, обученная четырем собачьим наукам: общему курсу дрессировки, защитно-караульной и розыскной службам и буксировке лыжника. Три раза она находила потерянные мною вещи. Один раз ей пришлось обыскать по всем правилам, бегая "челноком", полтора километра леса, где мы собирали грибы.

В другой раз она нашла часы моей знакомой. У часов оборвался ремешок, и они незаметно соскользнули в траву. Мы не помнили, где это произошло, а собака просто вернулась по нашим следам и достала их из травы, как фокусник из шляпы, осторожно держа за кончик ремешка. Она отчетливо поняла, что часы хрупкая вещь и хватать их зубами не следует.

Мы так расхвалили ее, что спустя несколько месяцев она нашла и подала мне еще одни часы, потерянные уже совершенно незнакомым прохожим. А в туристическом походе по берегам Цимлянского водохранилища она защитила целую группу. На одной из стоянок к нам привязалась пьяная компания. Инструктор честно предупредил туристов, что ни во что не станет вмешиваться, а то, когда он пойдет этим маршрутом в следующий раз, с ним рассчитаются. И Грета, так звали ризеншнауцера, не подпустила к палаткам четырех нападающих. Она легко вырывала из их рук палки и в конце концов заставила отступить.

Больше всего эту компанию поразило то, что собака их не боится. (Необученная в подобном случае ограничилась бы лаем, а то и вовсе сбежала бы.) А вот зимние лыжные прогулки доставляли Грете больше удовольствия, нежели мне: хотя она знала команды "вправо!" и "влево!", но сворачивала столь резко, что я, как правило, оказывалась в сугробе. Пока я поднималась, собака весело скакала вокруг. Не исключено, что она сваливала меня нарочно, из какого-то своего чувства юмора.

Советы по дрессировке собак можно получить в кинологических клубах, а конкретную помощь на дрессировочных площадках или у профессиональных дрессировщиков.

Людмила ЧЕБЫКИНА, этолог





Rambler's Top100